Сенар (справа) и его сыновья - Петрук, Гаренг и Багонг
Некоторых из кукол в индонезийском теневом театре почитали как священные объекты, и они могли даже принадлежать к священным королевским реликвиям, которые назывались пусака. Одной из самых священных марионеток в вайанг кулит считается, на удивление, не благородный герой, а Семар - глава клоунов пунакаван, который традиционно был положительным персонажем.
Семар - "отец и мать
Семар - старый, толстый, с короткими ногами и плоским носом. Он далек от благородства или красоты, но у него глаза мудрого и доброго человека. Зачастую Семара считают гермафродитом и божественных духом-покровителем острова Ява, а также «отцом и матерью» его слуг-спутников - длинноносого Петрука, хромого Гаренга и застенчивого Багонга. Слуга-клоуны помогают благородным героям и им разрешается произносить самые смелые шутки.
Как правило, у людей всегда поднимается настроение, когда на экране во время спектакля появляется Семар со своими спутниками. Семар в основном выступает в роли бога в образе клоуна, который добрыми и юмористическими советами помогает герою добиться своей цели. Насчет происхождения пунакаван есть множество теорий. Чаще всего утверждается, они являются старыми коренными божествами, которые были адаптированы к более поздней индианизированной мифологии. Это предположение подтверждается, например, стилизацией символики Семара, которая резко отличается от других кукол. С другой стороны, клоуны играют центральную роль в многочисленных формах театра в Азии. Подобное, к примеру, также характерно для индийской драмы.
Пунакаван - неизменные спутники героев
Гунунган
В вайанг кулит куклы являются непрозрачными, чтобы на занавесе или экране они отображались, как темные тени. Сам занавес-экран разделен на две части, правая сторона зарезервирована для хороших персонажей, а левая – для злых. Эта полярность, однако, не является обязательной, поскольку персонажи на обеих сторонах обладают качествами, которые могут принадлежать противоположной «стороне». По бокам от 4-метрового экрана расположены куклы, используемые в данной постановке. Чтобы они всегда были под рукой, их стержни воткнуты в мягкий ствол бананового дерева, расположенный под экраном.Пунакаван
Когда игра начинается, то с передней части экрана снимают гугунган - сужающуюся структуру, напоминающую храмовый шпиль или дерево. Гугунган является символом «мира вайанг» и служит своего рода «занавесом», отмечающим начало спектакля, изменения сцен и конец остановки. Он также используется для создания специальных эффектов, таких как шторм. Как и все другие особенности вайанг Кулит, гунунган имеет много символических значений: зачастую он символизирует Мировая Гору, дерево жизни и космический порядок.