Японский театр но
Театр Но появился в Японии в 14-м веке и быстро стал популярным среди самураев и аристократии сёгуната Токугава. Изначально но был ориентирован на высшее сословие, и фактически недоступен для обычного незнатного населения. Сегодня эти представления стали гораздо более доступными, и их может посетить кто-угодно. Тем не менее, случайный зритель вряд ли поймет происходящее на сцене, поскольку каждая сцена но наполнена глубоким смыслом и скрытым подтекстом.
Японский театр но
Когда резиденция сегуна была перенесена в Киото, актер и драматург Канъами Киёцугу, который считается создателем но, основал там свою школу, назвав ее своим сценическим псевдонимом — Канзё. После этого он начал совершенствовать постановки саругаку и денгкаку. Вскоре поклонником театра но стал Асикага Есимицу, третий сегун периода, после чего новое течение стало очень популярным среди самураев, многие из которых впоследствии становились покровителями театра но.
Японский театр но
Дзэами, сыну Канъами, было всего 12 лет, когда он впервые выступил с представлением для сёгуна. Сегун взял Дзэами под свое покровительство и вскоре они стали близкими друзьями. Таким образом Дзэами буквально с нуля поднялся на самый высокий уровень социальной иерархии в Японии. Без всякого сомнения, Дзэами является самым выдающимся человеком в всей истории театра но. Прежде всего, он считался ведущим актером своего времени. Кроме того, он был очень продуктивным драматургом, а также хореографом, музыкантом и режиссером. Дзэами также сформулировал сложную теорию театра но в своих трактатах, о которых речь пойдет далее. После смерти сёгуна Асикага Есимицу, популярность Дзэами при дворе начала постепенно снижаться. В старости его сослали на отдаленный остров, где он, как полагают, и умер.
Японский театр но
Новые школы но, развиваясь, сначала культивировали но в его классической форме, разработанной Дзэами. Позже но был объединен с фарсом киоген, а новый жанр назвали ногаку. Замечательные сценаристы обогатили репертуар но, а покровительство самураев высшего класса оказывали покровительство театру.