Исламское искусство: танец и театр (часть 3 – танец как форма искусства и танцы дервишей)
| Народные танцыТанец дервишей
В доисламские времена в Иране танец был как формой искусства, так и популярным развлечением. Сохранились изображения танцоров на миниатюрах, керамике, стенах, фризах и монетах. После прихода ислама некоторые из этих древних танцев частично сохранились в племенных танцах, но опять же, учитывая ограничения ислама по отношению к женщинам, искусство стало мужской монополией. Женщинам разрешалось танцевать в частном порядке, к примеру, в гареме.
Танец дервишей
Иран, возможно, является единственной мусульманской страной, в которой традиция танца рассматривается как форма искусства. Когда после Второй мировой войны началось возрождение искусства, народные танцы начали поощрять, а также их адаптировали для основания национального балета. Неопределенность исламского духовенства по поводу точного статуса художественного танца привело к тому, что танец всегда считался дополнением к музыке. Соответственно, хотя существует много подробных трактатов по исламской музыке, нет ни единого трактата по танцам.
Танец дервишей
Танцы дервишей
В мусульманском мире существует один выдающийся пример чистого танца, который сохранился до современных дней: танцы дервишей. Это искусство практикуется с 13-го века. Данный танец - часть мусульманской церемонии под названием "зикр", целью которой является прославление Бога и поиск духовного совершенства. Стоит отметить, что не все дервиши танцуют, кружась, некоторые просто стоят на одной ноге и двигают другой ногой под музыку. Те, кто танцует, вращаясь, это дервиши Маулави - они принадлежат к суфийскому ордену мевлевийя, который был основан персидским поэтом и мистиком Джелал ад-Дин аль-Руми в Конье (Анатолия) в 13 - м веке.Танец дервишей
Выступления, для которых все участники надевают высокие конические шляпы и черные плащи, происходит в большом зале в текке - здании, в котором живут дервиши. Изначально дервиши сидят в кругу и слушают музыку. Затем они медленно поднимаются, чтобы приветствовать шейха и сбрасывают черные верхние одежды, оставаясь в белых рубашках и жилетках. Они остаются на прежних местах по отношению друг к другу и начинают ритмично вращаться. Затем они запрокидывают голову и поднимают ладони своих рук вверх (это является символом того, что они берут и отдают обратно энергию). Ритм ускоряется и танцоры вращаются быстрее и быстрее. Таким образом они входят в транс в попытке избавиться от мирского груза и достичь единения с Всевышним. Позже после танца зачастую они садятся, молятся и все повторяется сначала. Церемония зикр всегда заканчивается молитвой и крестным ходом.