Балийский топенг, объединяющий технику движений гамбух и стилизованные маски
Двумя основными формами театра масок на Бали являются ваянг вонг и топенг, который был создан при центральном королевском дворе Бали. Что является примечательным в этих формах танца, так это то, что в них старинные маски почитаются как священные реликвии. Более того, балийцы считают, что эти маски обладают магической силой.
Балийский танец в масках топенг
Маски клоунов в топенге оставляют рот актера открытым и закрывают лишь верхнюю часть лица, что позволяет актерам пользоваться мимикой и разговаривать. Задачей клоунов является описание сюжета для аудитории на "простонародном" языке, поскольку в топенг используются несколько языков: например, классический санскрит и кави.
Некоторые маски топенг также принадлежат специальным персонажам, таким как "джаук", которые непосредственно связаны с драматическим действием спектакля. Некоторые из персонажей исполняют свои собственные, отдельные виды танцев. Одним из таких персонажей является седовласый Туа, который носит светлую маску старика.
Балийский танец в масках топенг
В разновидности топенга, которая исполняется одним человеком, как правило используется маска с гротескной улыбкой Sidha Karya (тот, кто выполняет задачу). Это хороший пример балийской специфики театра, в котором часто объединялись гротескно-комические элементы со священными историями. Маска Sidha Karya с белым лицом, оскаленными зубами и почти безумной улыбкой, на самом деле является самой священной из всех масок топенг. Актер может произносить молитвы на санскрите только тогда, когда он носит эту маску. С другой стороны, Sldha Karya может вести себя очень непредсказуемым образом, а маленькие дети в аудитории зачастую поддразнивают подобного актера.
Балийский танец в масках топенг
Актерское мастерство в топенге концентрируется на виртуозности исполнения. Язык жестов в основном базируется на классических балийских танцах, основой которых является гамбух, хотя он сильно варьируется в зависимости от персонажа. Благородный король пребывает всегда начеку, старик дрожит и рассеян, а министр со своими широкими движениями символизирует удивление.