Танцоры, изображающие персонажей из Рамаяны в Джокьякарте
Ваянг Вонг всегда был тесно связан с придворными церемониями. Большие постановки проводились, например, в честь коронации султана, или во время его свадьбы и дня рождения. Спектакли имели глубокое символическое значение, а час зрелища строго подбирался с учетом того, что султан Джокьякарта ассоциировался с индуистским богом Вишну.
Битва между Хануманом и демонами
Представление начиналось рано утром, когда солнце, отождествляемое с Вишну, появлялось в небе. Султан сидел на священном троне, всегда лицом к востоку в середине знаменитого Золотого зала под самой высокой точкой пирамидальной крыши, которая символизировала ось Вселенной. Сам же спектакль проводился уровнем ниже - в меньшем зале, примыкающем к великолепному Золотому залу, - поскольку никому не разрешалось стоять выше, чем божественный султан.
Спектакли, которые могли продолжаться несколько дней, были грандиозным событием, а приглашались к просмотру не только члены королевского двора, но и колониальные представители. Ваянг Вонг был исключительно дорогим видом искусства, поэтому эти преставления существенно били по казне кратона. В некоторых случаях, султану даже приходилось занимать деньги у голландцев, чтобы получить возможность организовать придворные выступления. Последнее полномасштабное выступление при королевском дворе было организовано в 1939 году.
Рама дает наставления Хануману
Актеры и стили
В Джокьякарте все актеры ваянг вонг первоначально относились к членам королевской семьи, другим членам двора и телохранителям. В Суракарте Мангкунегаран I, современник и соперник Хаменгкубувана I, создателя вайанг Вонг, также начал сочинять собственные пьесы вайанг вонг. Это положило начало традициям вайанг вонг кратона Суракарта.Принцесса Сита, которая должна была доказать свое целомудрие, взойдя на костер
Стили Джокьякарта и Суракарта в некоторых отношениях довольно сильно отличаются. В Суракарте женщины с самого начала исполняли женские роли, а также часто роли благородных героев-персонажей. Стиль танца в Суракарте, который изобилует волнистыми плавными движениями, более сдержанный, чем порывистый резкий стиль Джокьякарта. Также есть различия в костюмах и в сопровождении оркестра гамелана.
Танцевальные движения актеров ваянг вонг, как правило, «текучие» и торжественные, а также чрезвычайно стилизованные. Основным языком во время выступлений является не современный индонезийский, а старояванский.
После спектакля танцоры становятся на колени в знак уважения к зрителям, постановщику и сцене
Спектакль представляет собой запутанное сложное целое, где понятие времени и структура диктуется зачастую малопонятным сочетанием музыки гамелана, декламации, песни и комментариями хора. Танцовщицы-актеры двигаются медленно, по-видимому, в соответствии со своей собственной логикой, и время от времени застывают на месте, читая свои диалоги в промежутках между элегантными танцевальными движениями.