Танец и театр в истории Японии (Бунраку, симбиоз кукольного театра, танца и музыки — часть 1)
| Народные танцыЯпонский театр бунраку
Бунраку, форма кукольного театра, созданная в начале периода Эдо (1603-1868), без сомнения, является самой зрелищной традицией кукольных представлений во всем мире. Его марионетками, высота которых составляет один метр, манипулируют кукловоды в черных одеждах. А рассказчики при этом в очень экспрессивной манере декламируют истории под аккомпанемент музыки сямисэн.
Японский театр бунраку
Обычно рассказы в подобных представлениях изображают кровопролитные войны феодального периода Японии или же сосредоточены на судьбах горожан в период Эдо. Зачастую кукольные пьесы представляют из себя душераздирающие трагедии, а их тексты являются классической японской драматической литературой.
Японский театр бунраку
История
Кукольный театр имеет довольно долгую историю в Японии. Считается, что он произошел от древних ритуалов, в которых куклы олицетворяли умерших. Также когда в 7 веке был установлен контакт с Китаем, из Поднебесной были переняты кукольные представления, наряду с другими культурными элементами.Сохранились письменные доказательства периода Хэйан (794-1185), которые упоминают о путешествующих труппах кукловодов. Они использовали простые куклы, одеваемые на руку. Еще одной формой искусства, которая также практиковалась бродячими художниками, были рассказы. Обычно рассказывались истории о знаменитых сражениях феодального периода.
Японский театр бунраку
Бунраку или hingyo joruri (именно так первоначально назывался данный жанр) начал активно развиваться в конце 16-го века. Именно в это время в новой форме искусства стали принимать участие игроки на сямисэн - щипковых инструментах, которые были завезены из Китая и стали самыми модными инструментами периода Эдо.
Новая форма кукольного театра "Бунраку", которая стала результатом слияния трех художественных форм, достигла своего пика популярности в начале 17-го века. В начале 18 -го века первоначально сравнительно небольшие куклы были увеличены до нынешних размеров. Их механизм стал настолько деликатным и сложным, что одной марионеткой управляли три кукловода.
Японский театр бунраку
На росте популярности бунраку существенно сказалось то, что ведущие драматурги начали писать пьесы для этого жанра. Среди них можно выделить Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724), который первоначально писал пьесы для сенсационного театра кабуки.
В начале периода Мэйдзи (1868-1912) популярность бунраку существенно снизилась, поскольку вошли в моду западные формы развлечений. При этом театру кабуки удалось сохранить свою популярность, и в его репертуар было включено много спектаклей, первоначально написанные для бунраку.