Малайзийский театр теней
Малайский полуостров исторически имел тесные взаимосвязи как с индийской культурой, так и с традициями соседних культур, таких, как Суматра, Ява и Таиланд. Индонезийское влияние особенно отчетливо прослеживается в малайской традиции театра теней. Тайское же влияние можно увидеть как в театре теней, так и в танцевальной драме под названием «нора».
Сцена из Рамаяны
Ваянг кулит, формы теневого театра
Все три традиционные формы теневого театра в Малайзии технически представляют собой тот же тип теневого театра, что и весь тип традиционных выступлений вайанг в Индонезии и нанг талунг в Таиланде. Во всех этих формах центром всей пьесы является даланг - рассказчик-кукловод, который сидит во время выступления за белой ширмой, управляет куклами, а также рассказывает наполовину импровизированную историю. При этом даланг зачастую также обеспечивает музыкальное сопровождение пьесы.Открытие занавеса в пьесе ваянг кулит сиам
Старые яванские традиции можно проследить в «вайанг кулит джава» и «вайанг кулит мелаю» - двух из трех форм малайского теневого театра. Эти жанры отличаются, главным образом, стилем используемых в представлениях марионеток. В вайанг кулит джава куклы очень стилизованы под яванскую моду, а также подвижны обе руки марионетки. В вайанг кулит мелаю куклы менее стилизованные, при этом у них может двигаться только одна рука. Истории обоих жанров в основном были заимствованы из яванских традиций, то есть Рамаяны, Махабхараты и пцикла «Принц Панджи». Тем не менее, все истории читают на различных диалектах малайского языка.
Рассказчик-кукольник во время пьесы ваянг кулит сиам
В течение последних двух веков также иногда исполняются исламские рассказы, такие как «Приключения Амира Хамза», в которых четко прослеживается арабское влияние на музыкальное сопровождение пьес традиционного театра Малайзии.
Рама - герой ваянг кулит сиам
Третий тип малайского теневого театра - вайанг кулит сиам - связан с культурой Таиланда, северного соседа Малайзии. Северные провинции Малайзии порой переходили под тайский контроль. Естественно, что в это время население приграничных районов перемешивалось, поэтому в этих областях и появились тайские традиции исполнительского искусства. Куклы вайанг кулит сиам, его исполнительская техника и рассказы имеют близкое сходство с Нанг талунг – театром теней Южного Таиланда.
Основные сюжеты в таких пьесах взяты из Рамаяны, хотя среди главных героев также появляются комические или демонические персонажи.