Японский фарс - кёгэн
В Японии существуют театральные постановки Но, которые длятся целый день. Обычно они делятся на несколько пьес, в промежутках между которыми ставят короткие фарсы, называемые кёгэн. Обе две художественные формы (но и кёген) известны под названием ногаку.
Японский фарс - кёгэн
Пьесы кёгэн
На сегодняшний день существует около 260 пьес в репертуаре кёгэн. Эти короткие пьесы (они длятся около 30 минут), могут быть классифицированы в соответствии с основными героями этих постановок. Классификация пьес немного отличается в двух существующих школах кёгэн (Окура и Изуми). В постановках этих двух школ в основном в роли главных героев выступают различные боги, знатные феодалы, различные служащие, семейные пары, буддийские священники, хитрые слепые и т. д. Наверное, самым популярным персонажем во всем репертуаре кёгэн является хитрый раб по имени Tarokaja. Он (иногда вместе с товарищем Jirokaja) устраивают различные шалости, которые приводят к конфликтам с его хозяином. Оба служащих и мастер выступают в роли комических персонажей. Таким образом, по ходу постановки не всегда ясно, кто, по сути, является умным, а кто дураком.В дополнение к классификации фарсов по главному персонажу пьесы, еще одним способом является классификация их на основе концовок пьес. Постановка может быть законченной, а также в ней может быть "открытая концовка". Эти две основные категории подразделяются на подкатегории, например, пьесы, заканчивающиеся смехом, игрой флейт и т.д.
Японский фарс - кёгэн
Актеры, их роли и техника
Как и в Но, в кёгэн актеры разделены не по главным героям, а в зависимости от важности их роли в пьесе. Таким образом, актер, играющий ведущую роль, как и в Noh , называется shite, а вспомогательные актеры — ado (в Но их называют waki). Прочие вторичные персонажи носят названием koado .Японский фарс - кёгэн
Стилизованный язык тела и техника движений в кёгэн очень похожи на Но. Тем не менее, постановки кёгэн немного более реалистичны, чем Но. Существенным различием между этими двумя "братскими" стилями является то, что в кёгэн используется сильная преувеличенная мимика, в то время как в Но лица актеров всегда полностью бесстрастные.
Японский фарс - кёгэн
Поскольку в постановках кёгэн изображаются обычные люди, то костюмы в этом жанре намного более скромные, чем в Но.
Мибу кёгэн, редкий кёгэн
Также существуют редкие и архаичные формы кёгэн, которые практикуются помимо двух основных школ. Они, в основном, осуществляется в определенных храмах в Киото. Одна из таких школ, Мибу кёгэн , как полагают, возникла уже в начале 14 -го века.Японский фарс - кёгэн
Мибу кёгэн отличается от основного стиля использованием масок, а также отсутствием диалогов. Этот вид драматического фарса полностью выполняется в виде пантомимы, в сопровождении небольшой группы музыкантов. Как и во всем кёгэн, в этой форме все исполнители являются мужчинами. В настоящее время существует около 30 пьес Мибу кёгэн. Считается, что эти пьесы в масках произошли от архаичных, в настоящее время вымерших, буддийских пьес в масках.