Албанские народные танцы
В целом, албанские народные танцы можно разделить на две большие группы: городские и сельские. Городские танцы из Тираны, Эльбасана, Берата и других городов сильно отличаются по своему характеру и стилю от танцев из сельской местности вокруг этих городов. Подобное также наблюдается с народной музыкой. Для городского стиля, в отличие от сельских районов, характерны разные костюмы, музыка, песни и танцы. Этот городской стиль также повлиял на танцы в соседних деревнях, но при этом не оказал влияния на страну в общем.
Албанские народные танцы
Что же касается сельских народных танцев, то их можно разделить на танцы с севера, юга и центра Албании, но при этом нет каких-либо жестких границ между этими регионами. Юг, как правило, в плане разных танцев делится на регионы Тоскерия, Мизекэ, Лаберия и Чамерия, но в этих регионах есть определенные области, которые имеют определенные традиции (например, Лунксхэрия, Тепеленэс и Загория). Эти области имеют свой особый стиль и характер народных танцев, которые не могут быть классифицированы в общем разделении и не совпадают с общими общими народными танцами в регионе.
Албанские народные танцы
На севере, который населен в основном представителями народности гег, ситуация с танцами более простая: стиль и характер почти одинаков в каждом районе, хотя есть некоторые незначительные отличия. Однако, есть и исключения. К примеру, народные танцы из района Тропоя имеют особый характер и стиль.
Албанские народные танцы
Центр Албании - нечто совсем иное. Здесь можно найти сочетание гхегских и тосканских элементов, особенно в Шпате, Полисе, Бержежде, Думре, Верче, Сулове и других местах на одной стороне реки Шкумбини, Ррайче (Либраждайте), Мирселине и Кррабе на другой стороне реки. Река Шкумбини считается границей между двумя этническими группами. Учитывая эту особенность, танцы в Тиране, Эльбасане, Берате, Кавадже, Дурресе и Круйя относят к центральноалбанской народной танцевальной традиции. Душе Валле в этом регионе часто называют Кавайесом или же в качестве Крюйесом.
Албанские народные танцы
Этническое разделение гегов и тосков хорошо иллюстрирует разницу в танцах и костюмах, а также в музыке, сопровождающей эти танцы. Музыкальное сопровождение для танцев гег часто сопровождается игрой на зурле или дайре. Южные танцы тосков обычно сопровождается игрой «сазет» - оркестра со скрипками, кларнетами, и фисгармониями. Центральноалбанские танцы, особенно городские, сопровождаются оркестрами, которые сочетают в себе инструменты обоих северного и южного регионов.
Также нужно отметить то, что танцы гегов на севере имеют более сольный характер, по сравнению с танцами южных тосков, которые носят более социальный характер, и часто исполняются в виде хороводов или танцев в линию.