Еще в советское время огромную популярность стало приобретать индийское кино и Болливудский кинематограф в целом. Танец Одисси известен нам по индийским фильмам. Еще в советское время популярность Болливудского кинематографа, пропагандирующая народные танцы, имела огромный успех. Сейчас в России к древнему танцу Одисси проявляется не только любознательность, но и профессиональный интерес.
Развитие танца
Одисси считается одной из древнейших систем индийского танца. Она начала свое формирование более двух тысячелетий назад и только в прошлом веке получила законченное состояние. Богатое мифологическое наследие Индии неразрывно связано с многочисленными движениями и образами в танце Одисси. Стиль появился в штате Орисса. Долгое время танец оставался сугубо храмовым видом искусства. Но после прихода англичан, португальцем, мусульман танец вышел за пределы храма и значительно обогатился техническими новшествами. Грация, нежность, традиционность – вот несколько признаков этого канонического танцевального направления. Многие критики называют танец Одисси индийским балетом, тем самым отмечая высокий уровень профессионализма танцовщиц и следование классическим догматам.
Техническое оснащение танца
Техника Одисси построена на двух фундаментальных позициях: трибанги и чоука. Трибанги переводится как «тройной изгиб тела». Этот элемент символизирует женское начало. Чоука звучит как «четыре угла» и является символом мужского начала. Древний труд «Натьяшастра» содержит описание многочисленных поз и положений головы, корпуса, рук, ног, пальцев в танце Одисси. К тому же в трактате указано девять эмоций, которые лежат в основе древнего танцевального направления. Используя позы, мимику и жесты танцовщица рассказывает в своем выступлении целую историю. В танце Одисси большое значение уделяется движениям ног. Босыми ногами постоянно отбиваются различные ритмы, при этом стопы принимают самые невероятные положения.
Индийские танцы - настоящий спектакль и красочная феерия. Чтобы "считывать" эту информацию, надо быть знатоком поз и жестов. И просто приятно смотреть на нарядных и гибких танцовщиц с их изящными и отточенными движениями.
Индийские танцы это безусловное мастерство. Но их философия слишком далека от нашего менталитета. Мне, по крайней мере, трудно их осмыслить и получать наслаждение.
а для меня всегда оставалось загадкой - почему танцовщицы должны исполнять танец именно босыми ногами? неужели это - тоже часть философии индийского танца?