Бедхайя — один из наиболее распространенных придворных торжественных танцев в Индонезии. Полную символизма чрезвычайно медленную и торжественную бедхайю, которую, как правило, исполняют девять танцовщиц, можно встретить в стране до сих пор.
Священный индонезийский танец бедхайя
Исполнительницы торжественно преклоняют колени, прежде чем начать фактически сам танец. Работа ног в бедхайе является относительно простой, но формация танцоров постоянно меняется (причем, делается это практически незаметно), создавая все новые и все более и более замысловатые узоры. Чем-то танец похож на перемещение фигур на шахматной доске. На лицах танцовщиц при этом застыло очень строгое выражение, а их глаза опущены вниз. При этом исполнительницы совершают непрерывные очень плавные движения под музыку гамелана. Со стороны это выглядит как колебание подводных растений течением.
Священный индонезийский танец бедхайя
В танце используются явно позаимствованные из индийской культуры жесты, но они при этом не имеют никакого непосредственного символического значения, а просто являются чрезвычайно плавными и красивыми танцевальными жестами. В исходном положении колени танцоров согнуты, что придает их телам S-образную форму. Это чрезвычайно требовательная к выносливости и координации поза, поскольку танцор в ней может очень легко упасть. Однако, у профессионалов движения в этой позе выглядят особенно эффектно.
Священный индонезийский танец бедхайя
Порой танцоры продолжают свое беспрерывное плавное движение даже сидя на корточках или стоя на коленях, а в других случаях они предпринимают резкие, глубокие асимметричные изгибы. В кульминации танца две основные танцовщицы отделится от основной группы и начинают чрезвычайно стилизованный бой крисами — кинжалами с волнистыми лезвиями. После этого танцоры покидають сцену такой же упорядоченной процессией, в которой они и выходили на нее.
Священный индонезийский танец бедхайя
Танцовщицы бедхайя носит саронги из батика, часто украшенные мотивами придворных сцен. Также они одевают облегающие блузки из темного бархата и обматывают талию шарфом. Эти шарфы являются неотъемлемой частью хореографии, танцовщицы очень умело манипулируют ими. Также исполнительницы носят позолоченные диадемы с большими ярко окрашенными перьями. Их тела выкрашены в золотистый оттенок, а макияж глаз соответствует старым придворным традициям. В различных жанрах бедхайя сопровождающая музыка традиционно исполнятся ансамблями гамелан.
Священный индонезийский танец бедхайя
Бедхайя до сих пор имеет глубокий религиозный смысл как для исполнителей, так и для зрителей. Эстетические принципы этого танца связаны с невербальной, эзотерической концепцией красоты и силы, а сама бедхайя рассматривается как своего рода йога или медитация. Девять танцовщиц символизируют восемь основных точек и центр Вселенной согласно концепции, пришедшей из древней индийской космологии. Также в других интерпретациях бедхайя можно рассматривать как представление о борьбе между человеческим разумом и желаниями.