Большая масляная лампа - неотъемлемый атрибут постановок кутияттам
Кутияттам – одна из самых древних форм театра в Индии, которая сохранилась до нынешних дней. Большинство кутампала или храмовых театров, в которых исполняется кутияттам, в точности следуют инструкциям трактата об искусстве танца "Натьяшастра". Их сцены в основном земляные и имеют прямоугольную форму. При этом сцена обычно расположена довольно близко к зрительному залу, что позволяет зрителям наслаждаться жестами и мимикой актеров, которые, без сомнения, являются отдельной формой искусства в Индии.
Переносной занавес в кутияттам
В передней части земляного сцены всегда ставится большая керосиновая лампа. Она по сути является неким "координационным центром" всей постановки и освещает лица и жесты актеров. За сценой находятся две двери, которые ведут в раздевалку.
Важные для постановки атрибуты и реквизит выносятся за-за небольшого занавеса двумя рабочими, которые обслуживают сцену. Обычно эта символика появляется, чтобы подчеркнуть какие-либо определенные черты персонажей. И, естественно, в индийском театре, полном символики, занавес тоже не мог быть обычным — он служит символической разделительной линией между этим миром и мифический миром богов и героев.
Барабан мижаву - еще один важный элемент постановок кутияттам
Основным инструментом для музыкального сопровождения кутияттам является огромный медный барабан "мижаву", который ставится в специальной деревянной клети в задней части сцены. Кроме барабана, используются также такие инструменты, как тарелки, малый барабан, на котором играют палкой, и трубы из раковин. Сегодня, как и сотни лет назад, актеры произносят свои собственные диалоги в очень медленной и стилизованной манере.
Постановка
Большая часть смысловой нагрузки в постановках кутияттам определяется языком тела или так называемой абхинайей - стилем актерской игры. Постановка кутияттам - очень медленный процесс, поскольку почти каждому слову даются длительные комментарии с помощью жестов и мимики. Таким образом, одна постановка кутияттам, как правило, занимает несколько дней. Но это далеко не максимум - некоторые санскритские драмы, которые используют технику кутияттам, могут длиться до 70 дней.Правитель Душьянта - персонаж санскритской драмы Шакунтала
Актеры в кутияттам не только танцуют, они часто произносят длинные монологи, сидя на деревянном стуле перед масляной лампой, которая была упомянута выше. При этом обязательной частью постановки является мимика, с помощью которой передается добрая половина эмоций. Также существует форма кутияттам под названием "кутху", в которой практически отсутствуют танцы — это сугубо повествовательная разновидность театральной постановки.