Топенг - танец в маске
На Яве возник ряд танцевальных традиций театра в масках, которые обычно называют вайанг топенг (вайанг - тени или марионетки; топенг - маски). Считается, что они произошли от ранних шаманских практик и обрядов инициации. В традициях танцев в масках повсеместно можно найти шаманские черты. Считается, что когда актер надевает маску, он отказывается от своей собственной личности и воплощает характер маски - как правило, мифического существа (демона, сверхъестественного героя или бога).
Топенг - танец в маске
Происхождение и рассказы
Самая ранняя известная литературная ссылка на вайанг топенг датируется 1058 годом, а театр масок, как полагают, был очень популярен в царствах Восточной Явы в течение последующих веков. Это привело к рождению вайанг вванг, захватывающего вида придворного театра, где некоторые из персонажей носили маски.Со временем сложились две основные разновидности топенг: впечатляющий придворный танец-драма и деревенский традиционный танец, который до сих пор содержит древние шаманские элементы. Тем не менее, на протяжении всей истории топенг «главные» придворные традиции и «незначительные» деревенские традиции находились в состоянии постоянного взаимодействия.
Топенг - танец в маске
Топенг часто основывается на эпосах Махабхарата и Рамаяна, а самым популярным источником материалов для театра масок стал цикл «Приключения принца Пяндж». Этот цикл историй был создан на Восточной Яве во время династии Маджапахит. Его герой, красавец принц Пяндж, сочетает в себе черты прежних исторических и мифических фигур. На Яве принц Пяндж стал воплощением идеального героя подобно Арджуне в Махабхарате и принцу Рама в Рамаяне. К концу четырнадцатого века постановки о Пяндже распространились на Бали и в других части Юго-Восточной Азии, где они известны в нескольких вариантах.
Танец короля Клана в золотой маске
Танцы топенг
Полнометражные выступления топенг стали довольно редкими, но танцевальные номера в этом стиле все еще часто представлены на яванской сцене. Популярные танцы князя Пяндж и принцессы Чандра Кирана позволяют проявить соответствующие психологические качества классических героев посредством танца. Поэтому танцы в топенг, как правило, более быстрые и выразительные, чем в других формах яванского танца-драмы.Танец короля Клана в золотой маске
Особенно популярны так называемын танцы «кипра», символизирующие танец влюбленного короля Клана (также Клоно или Келана) с его красной маской. Он, скорее всего, произошел от древних ритуальных танцев, и известен в нескольких вариантах по всему острову Ява.
Танец короля Клана в золотой маске
Танец выражает тоску короля Клана, который влюбился в Чандра Кирана. Он представляет встречу со своей любимой и посредством чрезвычайно выразительных танцевальных движений изображает свои чувства.