Михаил Фокин и Вера Фокина
Михаил Фокин (1880-1942) был первым хореографом, который воплотил идеи Дягилева на практике. Он работал с современными композиторами, в частности с русским Игорем Стравинским (1882-1971) и французом Морисом Равелем (1875-1937). Стравинский написал музыку для двух из самых известных балетов Фокина, «Жар-птицы» (1910) и «Петрушки» (1911), которые оба основаны на старых русских сказках. Он обратил также на многих выдающихся композиторов прошлого, таких как русские Александр Бородин (1833-87) и Николай Римский-Корсаков (1844-1908), а также поляк Фредерик Шопен (1810-49).
Михаил Фокин
Основными художниками-живописцами, с которыми сотрудничал Фокин, были Бенуа и Бакст, чей вклад в театральный дизайн вышел далеко за пределы сферы балета. Среди знаменитых танцоров, с которыми работал Фокин, особо выделяются русская балерина Анна Павлова (1881-1931), которая ушла после сезона 1909 года, чтобы танцевать со своей собственной труппой, а также Вацлав Нижинский (1890-1950), который сменил Фокина на должности хореографа труппы «Русский балет». Классический танцор Нижинский стал нестандартным хореографом, специализирующимся на специфических изгибах тела в танцах, а также на необычной технике. В 1912 году Нижинский поставил хореографию балета «Послеполуденный отдых фавна» на музыку, написанную французским композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси (1862-1918), который является единственным балетом Нижинского, исполняемым до сих пор. В следующем году он создал нетрадиционный балет «Обряд Весны» на музыку Стравинского, который тогда считался скандальным и едва не вызвал народный бунт во время премьеры в Париже.
Вацлав Нижинский
После того, как карьера Нижинского была прервана его невменяемостью, танцор Леонид Мясин (1896-1979) взял на себя роль хореографа. Он быстро стал известен своими остроумными и точными характеристиками жестов своих танцоров. В плане музыки Мясин работал со Стравинским, Мануэлем де Фалья (1876-1946), чьи работы были буквально пронизаны духом его родной Испании, Респиги (1879-1936), известном своими музыкальными описаниями итальянских пейзажей, а также Эриком Сати (1866-1925) — французом, известным своей оригинальностью и эксцентричностью. В плане дизайна Мясин сотрудничал с ведущими художниками Парижской школы, такими как Андре Дерен (1880-1954) и Пабло Пикассо (1881-1973). После смерти Дягилева Мясин произвел фурор в 1930-е годы своими балетами, основанными на симфониях Чайковского и Брамса. В то время считалось нецелесообразным использовать симфоническую музыку для танцев, поэтому сочетании ее и движений современного танца в бессюжетном балете вызвало бурную полемику.
Бронислава Нижинская
Еще одним хореографом Дягилева была сестра Нижинского, Бронислава Нижинская (1891-1972), которая прославилась своими массивными группировками танцоров, которые использовались для большого эффекта в «Свадебке» (1923), а также ее талантом изображать безумство современного общества. Последним хореографическим открытием Дягилева был Джордж Баланчин (1904-83). В 1928 году балет Баланчина «Аполлон Мусагет» был первым из многих, которые он написал в сотрудничестве со Стравинским, чем проложили путь к окончательной интронизации неоклассицизма как доминирующего хореографического стиля следующих десятилетий.