Классический театр Лаоса
Горный, лишенный выхода к морю, регион современного Лаоса была заселен в конце первого тысячелетия нашей эры лаосской народностью, принадлежащей к языковой группе Тай. Считается, что они мигрировали из южной части Китая. На самом деле, в Лаосе сформировалась собственная этническая мозаика благодаря многочисленным горным племенам. Каждое из них имеет свои собственные системы верований и культурных выражений, в том числе церемонии и танцы.
Классический театр Лаоса
В первую очередь, стоит обратить внимание на театральные традиции основной лаосской культуры. В ней сохранились одни из немногих городских ритуальных выступлений анимистического происхождения, которые до сих пор практикуются в танце Pu Nheu Na Nheu, посвященного духам-опекунам города Луанг-Прабанг. Танцоры, переодетые в фантастические существа, исполняют этот танец во время больших праздников, таких как Лаосский Новый год.
Традиционные танцы Лаоса
Разрозненные регионы современного Лаоса были впервые политически объединены Королевством Лансанг (также известном как Лейн Ксанг) в 1353, когда был коронован Фа Нгум, а столицей страны стал Луанг Прабанг. Лансанг, однако, находился в окружении могущественных соседей, таких как кхмеры, китайцы, вьетнамцы, сиамцы (тайцы) и бирманцы. Многие из этих народностей начали вторжения в новое королевство. В 1694 году, по время "золотого века культуры Лао", Лансанг разделился на три меньших царства, Луанг Прабанг, Вьентьян и Чампассак. В конце 18 века сиамцы вторглись на их территорию, завоеваа и уничтожив Вьентьян. Лаос стал провинцией Сиама, и тайское влияние доминировало в культуре Вьентьяна до 1890-х годов, когда Лаос постепенно перешел под контроль Франции.
Классический театр Лаоса
Мохлам, гипнотическое повествование
В связи со столь бурной историей в Лаосе большинство "классических" традиций театра пришли из придворных танцев более сильных соседей - сначала от кхмеров, а затем от тайцев. Одной из местных особенностей коренного населения является фисгармония под название Хен, национальный инструмент Лаоса, который используется для сопровождения песни та танца. Этот стиль известен как мохлам.Есть три типа хен: с шестью, четырнадцатью и шестнадцатью лунками. Хен зачастую рассматривается как священный инструмент, которые может дать благословение.Мохлам может иметь свои корни в анимистических верования в духов. Как утверждается, мохлам имеет гипнотический эффект, который может ввести слушателя и исполнителей в транс.
Мохлам Луонг - форма песенной драмы, специализирующейся на местных исторических или легендарных историях. Этот жанр исполняется в коммерческих театрах по всей стране по сей день.