Берберские танцы в Марокко
Берберы, которые являются коренными жителями Марокко, не считают себя марокканскими мусульманами. Тем не менее, как арабские берберы, так и мусульмане верят в Jnum (духов), с которыми связан ряд традиционных танцев.
Что делает берберские танцы достойными изучения, это то, что у них фактически есть одна цель – достичь в процессе танца состояния транса. Это является отличительной чертой большинства берберских танцев, даже тех, которые не ставят перед собой специально такую цель. Наиболее известным танцем марокканских берберов является, пожалуй, «гуэдра». Как и в других марокканских танцах, использование в гуэдре повторов и постоянного крещендо в музыке и движениях создает гипнотическое воздействие на танцора и зрителя.
Берберские танцы в Марокко
Состояние «отключения мозга» и экстаза в конечном итоге приводит к полному истощению к концу танца, и танцоры зачастую просто падают на землю. Такое резкое падение на землю в конце танца гуэдра характерно также для большинства древних марокканских танцев. Берберы считают, что если танцор не достиг чувства полного освобождения разума в конце танца, то его будут преследовать болезни и невезение. Есть даже теория, что гуэдра представляет собой отражение всей жизни от рождения до смерти, ведь для объяснения концепции танца используются очень похожие аналогии.
Берберские танцы в Марокко
Обычно гуэдра выглядит так: участники, как мужчины, так и женщины, одетые в костюмы черного и индиго цвета, стоят в кругу, распевая песни и хлопая руками. Затем одна исполнительница выходит в центр круга, садится на пятки и под музыку медленнл поднимается на колени. При этом в танце вообще не участвует нижняя часть тела, а производятся плавные раскачивания в стороны туловищем и руками, поднятыми над головой.
Берберские танцы в Марокко
Гуэдру обычно танцуют представители марокканских берберских племен, а также Chikhat – это название певцов, танцоров, проституток и профессиональных музыкантов. Они, как правило, являются женщинами низшего класса, а также вдовами или разведенными матерьми-одиночками.
У тунисцев также есть танец, погружающий в транс – «стамбали», который исполняется чернокожими жителями страны, просящими помощи у их небесного покровителя, Сиди Саада. Этот танец проводится в святилищах и в домах больных людей, нуждающихся в помощи. В стамбали часто приносят в жертву животное.