Зат пве - бирманская танцевальная драма
Основной формой классической танцевальной драмы в Мьянме является зат пве. В основном сюжеты этих постановок базируются на буддийских историях Джатака или их адаптациях, а также на бирманской истории. Хотя раньше постановки зат пве длились всю ночь, в последнее время были разработаты вариации для туристов, которые идут всего всего несколько часов.
Редкий исторический снимок старых постановок зат пве
Сохранились три пьесы классического драматурга Ю Кьин Ю (1819-53) - "Махо", "Девагомбам" и "Папахейн", которые все являются ярким примером своего рода бирманского "классического романтического стиля". Их язык особенно ценится за свои поэтические и эмоциональные качества. Другой же классический драматург Ю Пон Ня (1807-66) разработал драму в более реалистичном направлении. Несмотря на то, индо-буддийские традиции все еще являлись основным сюжетом, а буддийские моральные принципы по- прежнему диктовали все поступки главных персонажей, Ю Пон Ня изображает мир , который кажется реальным, и его персонажи вызывают доверие. Также одними из основных амплуа в бирманском театре являются принц и принцесса, но в драмах Ю Пон Ня, кроме них участвует целый ряд "обычных" людей, иногда комических, иногда просто второстепенных персонажей, такие как крестьяне и разносчики. Несмотря на первоначальное происхождение от историй Джатака, его драмы более красочны и изобилуют большим количеством подробностей.
Сцена из Рамаяны
Основными пьесами Ю Пон Ня являются "Падума" ( синопсис ), "Визайя", "Котала", "Продавец воды" ( синопсис ) и "Ветандая". Эти пьесы имеют четкий сюжет и почти не допускают отклонений, по сравнению со старыми пьесами зат пве. Как и в марионеточных пьесах, основной конфликт, как правило , происходит в тронном зале дворца, где король показан во время совещания с его министрами. Принцу и принцессе, главным герою и героине, часто приходится бродить по лесу и встречаться с различными опасностями. Главный злодей в подобных пьесах в итоге сталкивается с неизбежной расплатой, но добродетельный правитель снисходителен и во многих спектаклях отпускает раскаявшегося злодея в "изгнание" в лес, где тот будет жить, как аскет, подальше от мирских соблазнов.
Постановка бирманской танцевальной драмы на открытом воздухе
В спектаклях зат пве практически всегда присутствуют танцевальные движения, использующие классическую танцевальную технику Мьянмы. При этом музыкальное сопровождение обычно основывается на хорошо известных мелодиях, которые ассоциируются у аудитории с основными драматическими ситуациями, например с триумфальными шествиями, сражениями, встречами и т.д. Обычно сценарии зат-пве также допускают импровизацию, особенно в комических сценах.
Ю Пон Ня работал в тесном контакте с королевским двором. Он был личным другом короля и даже написал шесть пьес специально для него. После этого драматурги в провинциях начали подражать придворным пьесам, пьесы популярным в столице. Таким образом, придворные пьесы стали популярными среди обычных людей. Кочующие труппы создавали свои собственные версии пьес, которые обычно ставились во дворах частных особняков или на деревенских площадях. Труппы играли и танцевали под аккомпанемент маленьких оркестров. У них не было реквизита, обычная ветка могла символизировать лес. Но при этом костюмы имитировали придворные одеяния, насколько это было возможно.
Хотя полнометражные постановки Ю Кьин Ю и Ю Пон Ня довольно редкие сегодня, они считаются классикой бирманской драмы.